ВЫСОТА ПО ВЕСУ И ПО СЛУХУ

Давление атмосферы, определенное на барометрических весах, позволило выше сделать оценку всей массы окру­жающего нас воздуха. И это же свойство позволяет делать в воздушном океане условные промеры его глу­бины. Ведь если атмосферное давление зависит от высоты над Землей (вернее, над уровнем моря), то — обратно — эту высоту можно определять по величине давления. Но пользоваться жидким ртутным барометром неудобно и громоздко, особенно в условиях воздушных путешествий. Поэтому, вместо ртутного барометра, на практике приме­няют своего рода атмосферные весы, называемые ане­роидом.

Представьте себе глухую тонкостенную металлическую коробочку, в которой создан частичный вакуум, т. е. из нее частично выкачан воздух. С этой глухой коробочкой, имеющей вид низкого цилиндра или трубки, свернутой
спиралью, сопряжен указатель или стрелка, установленные в циферблате. При увеличении давления извне коробочка сжимается, и стрелка уклоняется в одну сторону. С умень­шением же давления — коробочка несколько вспухает, и стрелка уклоняется в обратную сторону.

Подпись: Рис. 5 Барограф. Коробочка с разреженным воздухом—в середине (трехъярусная). Длинный указатель, закрепленный осью на стойке справа, чертит пером на своем левом конце по бумаге, натянутой на большем полубарабане, который вращается часовым механизмом (внутри его). Таким образом столб атмосферы действительно взве­шивается анероидом, как товар на пружинных весах. И стрелка анероида честно показывает в миллиметрах ртут­ного столба все из­менения, происхо­дящие в давлении.

Эти изменения мож­но получить и в виде графической записи, если длинную стрел­ку, снабженную на конце острым пером, заставить скользить по разграфленной бу­маге на вращающемся барабане (рис. 5). Такой прибор, барограф, — не только измеряет, но и записывает тем­пературу. Барограммы, кривые линии записи, отме­чают давление в любой прошедший момент, так как барабан прибора вращается часовым механизмом и от­счеты по горизонтальным линиям дают достаточно точ­ное время.

Для точных исчислений высоты показания анероида и барографа исправляются с помощью особых таблиц и путем внесения разных поправок на температуру, влаж­ность и иные факторы. Но для приближенных определений достаточно иметь на циферблате анероида постоянную

градуировку высот в соответствии с разными Давле­ниями— например, на каждые 50 —100 м. Такие при­боры, показывающие прямо высоту, называются аль­тиметрами (высотомерами). Но так как атмосферное давление у земли постоянно колеблется, то шкалу высот альтиметра приходится делать отдельно от шкалы давле­ний, давая первой шкале вращательную установку, чтобы ее нолевое деление всегда можно было совместить с любым делением шкалы давления атмосферы у земли.

Альтиметр — это первый основной измерительный и навигационный прибор на борту любого воздушного судна и в любом воздушном рейсе. Продолжая сравнение с морской навигацией, этот прибор можно бы назвать лотом для измерения глубины,— таким он должен бы быть по существу дела. Но — увы! — не надо забывать, что альтиметр показывает высоту нахождения в воздухе сравнительно лишь с тем пунктом, где стрелка альтиметра была совмещена с делением 0 высоты, т.-е. обычно с местом отправления. Если вы летите над равниной, то это разницы не делает (при неизменности в состоянии атмосферного давления, чем вообще приходится пренебре­гать). Но в холмистой и в гористой местности такое свойство может угрожать серьезными последствиями. Ведь блуждая в тумане, в облаках, летчик легко может наско­чить на гору, тогда как его альтиметр будет добросо­вестно показывать высоту в 1000—1 500 или более метров— над местом вылета… Нужен другой, настоящий лот, чтобы он мерил глубину по месту нахождения в каждый данный момент.

Для таких случаев атмосферные весы явно не годятся. Нужен уже другой принцип. Сейчас работают, например, над созданием акустического воздушного лота, — по образцу существующего в мореплавании (эхо-лот). Здесь

___

Российская государственная

лубина или высота определяется в каждый данный момент о тому времени, которое нужно, чтобы от „дна“ верну­всь обратно эхо от резкого сигнального звука (вроде ыстрела, например). Измерив точно это время и зная корость распространения звука в атмосфере (330 м секунду) и собственную скорость хода, аэронави­атор может определить и абсолютную глубину дна в дан­ом месте, совершенно независимо от отправной точки от колебаний в атмосферном давлении.

Акустические лоты уже применялись на практике 1929 г. при длинных перелетах в океанах и над сушей а дирижабле „Граф Цеппелин". Те или другие аэролоты олжны сменить в ближайшем будущем и в авиации пока осподствующие повсюду альтиметры.